Споспешник Петра Великого – Ответы

  Упоминание о «граде» и «брегах» не оставляет сомнений в том, что город, в котором похоронен адресат эпитафии – Санкт-Петербург. «Святой» – в данном случае не хвалебный эпитет, а указание на канонизацию, совершившуюся по инициативе митрополита Макария за два века до появления опуса Ломоносова. Только один святой князь в русской истории – Александр Ярославич Невский – одержал победу над шведами на берегах той же реки, где Пётр I воздвиг новую российскую столицу.

Останки князя (в церковной традиции принято их называть мощами) долгое время покоились в месте погребения Александра Ярославича (Рождественский монастырь во Владимире). В Санкт-Петербурге же они оказались в 1724 году по воле Петра I, (перенос мощей в Александро-Невский монастырь изображён на барельефе, украшающем современный памятник князю близ этого монастыря).

Пётр I перевозит мощи Александра Невского: барельеф с памятника

Дочь Петра Елизавета повелела отлить для гроба серебряный ковчег (раку), на который пустила только что добытое Акинфием Демидовым алтайское серебро. Одну из сторон ковчега и украшала стихотворная эпитафия Ломоносова.

Перенос мощей в новосозданную столицу не был случайностью. Предприняв целый ряд мер против церкви, Пётр в то же время всячески заботился об устройстве культа Александра Невского и фактически «назначил» его патроном города на Неве. Александр Невский своими победами «свидетельствует и доныне, что Нева есть российская» – так утверждал в одной из своих проповедей главный идеолог петровского царствования Феофан Прокопович. Петра I он называл «живым зеркалом» древнего князя. Невская битва создавала удачную ретроспективу завоеваниям самого Петра, утверждая права его на Балтику как на исконные российские территории.