Я достаю из широких штанин…

pikantnayadoljnost

Иванов С.В. Беглый (1886)

Отрывок из челобитной к царю Алексею Михайловичу окрашен запахом XVII века. Из него видно, что сам по себе запрет перехода крестьянина от одного помещика к другому (окончательно сформировавший крепостное право) ещё не обеспечивал нужного дворянам результата. Как в итоге решилась проблема, о которой пишут жалобщики?

“<…> Ты, государь, изволил по нашему челобитью о тех наших беглых людех и крестьянех послать в городы сыщиков, а в ыных, государь, городех сыщиков и не было, а в которых, государь, городех сыщики сыскивали, <…> нам, холопем твоим, за твоею государевою службою, ездить было в те городы к сыщиком и тебе, великому государю, на Москве бить челом и у сыщиков времени нашего не было. А в которое время и в домишках своих были, и в то время всегда опасались и готовились на твою государеву службу, а тебе, великому государю, не били челом. <…>

И, надеяся на то, от нас люди и крестьяня при нас и без нас из домишков и с твоей государевы службы и достальныя бегают. А которыя, государь, до сего времени выбежали, и те, надеяся на то, к нам назад не идут, а живут в твоих государевых городех, на посадех в тягле и у посадцких людей в наймех. А иные беглыя наши люди и крестьяня, збежав от нас, поженились у посатцких людей на вдовах, и на девках, и на их работницах, а они, посацкие люди, полня свои домы, ведая, за беглых замуж отдавали, и нам, холопем твоим, в тех наших людех и крестьянех отказывают и их нам не отдают. А иные живут в твоих государевых дворцовых селех, и в волостях, и в Заонеских погостех, и на Ваге, и за патриархом, и за властьми, и за монастыри, и за бояры, и за окольничими, и за думными людьми, и за стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за жильцы, и за дьяки, и за нашею братьею, розных городов за дворяны, и за детьми боярскими”.