Вторая половина XIX века принесла пробуждение интереса русских композиторов к российской истории. Одна из знаменитых опер этого времени на исторический сюжет – “Хованщина” Модеста Петровича Мусоргского.
(Слушаем: Рассвет на Москве-реке)
Действие «Хованщины» разворачивается в эпоху стрелецких мятежей конца XVII в. По ходу оперы предводитель стрельцов Иван Хованский пытается устроить заговор и свергнуть Петра I, в этом заговоре участвует также и Василий Голицын – фаворит царевны Софьи. Царь Петр разоблачает заговор и громит стрельцов, но прощает их после того, как они приносят повинную. Голицына отправляют в ссылку, а князь Хованский погибает от рук подосланного убийцы.
В чем либретто расходится с исторической действительностью? Опера Мусоргского или полотно Василия Сурикова “Утро стрелецкой казни” – что вернее отражает события, в которых участвовал Иван Хованский?