Кажущееся противоречие между “пароходом” (речной транспорт) и “поездом” (железнодорожный) в описании одной поездки решается просто. Речные пароходы появились в России ещё в начале XIX в., и к ним успели привыкнуть. И паровозы в первое время называли так же.
“Горный журнал” писал о первом российском паровозе, который соорудили в 1834 году уральские умельцы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы: “Сухопутный пароход ими, Черепановыми, устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине четырёхсот саженей чугунным колёсопроводам. Пароход их был неоднократно в действии и показал на деле, что может возить более двухсот пудов тяжести со скоростью от двенадцати до пятнадцати вёрст в час… Запас горючего материала, состоящего из древесного угля, и потребной на действие воды следует за пароходом в особом фургоне, за которым далее прикреплена приличная повозка для всякой поклажи или для пассажиров в числе сорока человек”.
Однако на первой в России пассажирской железной дороге Санкт-Петербург – Царское Село (открытой в 1837 году) использовались более совершенные английские паровозы. Железная дорога была построена по прямому указанию императора вопреки сопротивлению многих высоких особ, которые выдвигали самые разные “доводы” против: от угрозы истребления лесов в России до опасности развития революционных идей.