Это сцена Страшного Суда. Именно это событие, согласно христианским представлениям, является «концом света» или, точнее, «концом истории»: после него наступит вечное царство праведников во главе со Христом.
Хотя в Библии подчеркивается: «…не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий», в средние века были необычайно распространены различные хронологические вычисления, основанные на толковании библейских метафор. Так, считалось, что семь дней творения мира – это семь тысяч лет («у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день», – говорит апостол Пётр). Первый человек, Адам, согласно Библии, был сотворен Богом в шестой день; значит, Христос («Новый Адам») родился в середине шестого тысячелетия. Отсюда возникновение системы летоисчисления, точкой отсчета которой считалось «Сотворение мира». Таких систем насчитывалось не менее 200. На Руси была распространена Константинопольская, согласно которой между «Сотворением мира» и рождением Христа прошло 5508 лет.
На эту систему летоисчисления накладывались рассуждения христианских богословов о том, что вся земная история представляет собой пребывание в библейском «седьмом дне» (день, когда Бог, закончив творение, «почил от трудов Своих»). Второе Пришествие Христа и Страшный Суд ознаменует начало «восьмого дня» – вечности, с наступлением которой упразднится время. Именно поэтому средневековая Русь с замиранием сердца ожидала конца седьмой тысячи лет, т.е. 7000-го года «от Сотворения мира», соответствующего 1492 году по современному летоисчислению (“нашей эры”, “от Рождества Христова”).